Привезла Донбасс-Опера в Киев Вагнеровского "Летучего голландца" Поскольку бОльшая часть мест разошлась на пригласительные, а остаток - перекупщикам попасть на спектакль было из серии "миссия невыполнима" (а мне ж ещё хотелось из 2 дней на первый, где почти все солисты иностранцы, и дирижёр из Мариинки). Так что в пятничку, после работы, вместо того чтобы ползти домой отсыпаться, или же бурно праздновать окончание рабочей недели я поползла под оперный, изображать Каспера (т.е. пытаться просочиться сквозь стену театра).
Не буду описывать как мне это удалось (ибо не знаю, насколько это было легально) но меня не только пропустили, а и выдали мне приставной стульчик в партере (за что я благодарна до конца дней своих).
А теперь, собственно, к "Голландцу".
Слушать нам выпало ледующий состав:
Голландец - Андреас Макко (Германия)
Даланд - Вальтер Финк (Австрия, Венская опера)
Сента - Леся Алексеева (Киев, родной оперный)
Эрик - Давид Йим (Германия)
Дирижёр - Михаил Синькевич (Мариинский театр)
Немецкий режиссер Мара Курочка перевернула Вагнера с ног на голову. Берём классическое либретто, собственно Вагнера же:
Корабль Даланда в бурю находит пристанище в бухте. В той же бухте стаёт на якорь призрачный корабль Голландца. Когда-то Голландец безбожно поклялся, что вечно будет пытаться обогнуть непокорный мыс, и с тех пор он обречён на вечное скитание по морям, имея возможность сойти на берег только раз в семь лет. Если ему удастся найти верную жену, он будет прощён; если же она окажется неверна, она тоже будет проклята. Познакомившись с Даландом и узнав о его дочери, Голландец просит у норвежца её руки. Даланд, восхищённый сокровищами Голландца, даёт своё согласие.
Комната в доме Даланда. Девушки прядут, только Сента сидит в задумчивости и смотрит на портрет моряка из легенды, висящий на стене. Она поёт балладу о Летучем Голландце, и, охваченная состраданием к его судьбе, говорит, что была бы ему верна. Входит Эрик, он сообщает о приближении корабля Даланда, все убегают, Эрик пытается убедить Сенту выйти за него замуж. Даланд входит вместе с Голландцем, знакомит дочь с гостем и оставляет их наедине. Голландец надеется увидеть в Сенте свою освободительницу, и она клянётся ему в верности. Даланд объявляет о помолвке.
Чуть позже в бухте Эрик пытается напомнить Сенте о тех временах, когда она, как ему казалось, была к нему благосклонна. Этот
разговор слышит Голландец; ему кажется, что и в Сенте он не нашёл вечной верности. Он открывает ей, что её ждёт проклятие, и, чтобы избавить её от этого, приказывает своей команде спешно отплывать. Сента, которую тщетно пытаются удержать Эрик и Даланд, бросается в море со скалы, доказывая этим свою верность. В тот же момент тонет, наконец, корабль Голландца. Вдалеке из воды появляются просветлённые образы Голландца и Сенты.
Тут все наоборот - начинается опера с того, что выданная замуж за нелюбимого Эрика Сента стреляется. И всё происходящее - её предсмертный глюк, фантасмагорическое смешение воспоминаний, страхов, мечты... Т.е. из героецентричного произведения Вагнера сделана героинецентричная постановка, вместо персоналии Голландца на первый план выходит Сента, уже не его, а её спасение - не физическое, так хотя бы внутреннее, душевное - становится основной нитью оперы. С символизмом (кое-где непонятным, как, например. погружение Далланда с командой на дно морское в конце 1 акта), фантасмагориями, и т.д.
Сама по себе постановка безумно интересна, и очень качественно сделана... Как настоящие волны затапливают сцену, парус с человеческими очертаниями в третьем акте - это нечто... Лично я, перечитавшись рецензий, очень осторожно относилась к постановке - зря. Действительно интересное прочтение, и это цепляет, 2 часа (совмещённое 1 и 2 действия) сидишь не замечая времени...
Единственное, что лично у меня вызвало категорическое несогласие - это финал. У Вагнера Сента доказывает свою верность бросаясь со скалы. Здесь она убивает Эрика, после чего они вместе с Голландцем уходят в волны. Вот эта излишняя, привнесенная смерть (я про Эрика) в опере чужая. Её нет ни в смысле, ни в стилистике, ни в музыке - поэтому и воспринимается она совершенно проходяще. И ломает всю Вагнеровскую структуру. Сента у Вагнера - ключ Голладца к спасению и покою. И она выкупает его освобождение своей жизнью. Своей, а не чужой.
И ещё один момент. В самом начале оперы Сента стреляется - т.е. узурпирует право на свою смерть. Это вот совершенно не по Вагеровски. Если для многих опер характерен финал "все умерли" - то для Вагнера - "все умерли, но это хорошо!" - смерть в Вагнеровской традиции это спасение и освобождение ("Тристан и Изольда", дарованная Творцом милость ("Тангейзер", точка возвращение мироздания
на круги своя (цикл "Кольцо Нибелунгов" заканчивается гибелью людей и богов - и эта гибель возвращает золото Рейна в Рейн), ну и освобождение от проклятия в "Голландце". Смерть не даётся просто так, её тоже нужно заслужить... И вот это Вагнеровское послание теряется в постановке Курочки.
Собствено, так увлеклась постановкой, что чуть не упустила опус о вокале. Очень понравились Далланд и Сента. Голландец - местами - ОЧЕНЬ, местами никак, но мест, где понравился было, наверное, все же вобольше) Эрик как-то совершенно не впечатлил меня (не скажу что плохо, просто как-то... нецепляюще), но понравился маме. А ещё - просто неподражаемый женский хор).
Как-то так...